Мастера DELPHI
 
           

 


Изъявительное наклонение

Цель: познакомить с понятием наклонения глагола, а также с изменениями глаголов в изъявительном наклонении; научить различать наклонения глагола.

Ход урока

Проверка домашней работы.

1. У доски работает ученик. Из упр. 457 выписать переходные глаголы, обозначить их спряжение. (раздается стартовый сигнал, судья считает минуты, спортсмен коснется барьера, держим кубок)

Работа с перфокартой.

Задание: Определить 1 и 2 спряжение глаголов. (перед выполнением повторить правописание гласных в окончаниях глаголов 3л. ед. ч. Если 1 спр.-е, 2 спр.-и)

1.Стрекочет, 2. Щебечет, 3. Барабанит, 4. Бормочет, 5. Держит, 6. Гонит, 7. Открывает, 8. Терпит, 9. Жалит, 10. Плачет.

Какие глаголы называются переходными? Непереходными?

Объяснение нового материала.

1. Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" (текст передается учащимся на листочках).

                           Я не то еще пропел бы,
                           Про себя поберегу,
                           Я не то еще сыграл бы -
                           Жаль, что лучше не могу.
                           Обогреться, потолкаться
                           К гармонисту все идут.
                           Обступают.
                           Стойте, братцы
                           Дайте на руки подуть.
                           Плясуны на пару пара
                           С места ринулися вдруг,
                           Задышал морозным паром,
                           Разгорелся тесный круг.

- При каких условиях и что бы сделал герой? (пропел бы, сыграл бы - если  б мог лучшее)

- Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста (стойте, дайте).

- В каких глаголах выражено время, которое происходит в настоящий момент (идут, обступают).

Вывод: Глагол имеет три наклонения.

Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 174-175.

- Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдет?

- Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершится при каком-то условии?

- Какое наклонение выражает побуждение к действию?

Заключение.

1. Работа с учебником.
Упр. 458 - самостоятельно с взаимопроверкой. (Вместе с классом 2 слова первых и 2 последних самостоятельно).

Окликать - окликают, окликнули; говорить - говорят, говорили; привезти - привозят, привезут; начать - начинают, начнут; опекать - опекают, опекали.

2. Задание-эстафета
запишите по одному глаголу в изъявительном наклонении 1в - 1спр.                   2в - 2 спр.

3. Четвертый лишний
догорает                      красит
поет                             рубит
услышал бы                едет
получаешь                  слушай (повел.)

Д/Задание §82, упр. 459

Дополнительные задания

Записать в "словарь корней":
верг-: извергать, ввергнуть, подвергнуть; верж-: извержение, подверженный.

Записать предложения

Извержение вулкана - величественнейшее явление природы.

- Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: (явление)

Запишите 2-3 однокоренных слова (является, проявление, заявление).

Большой черный пень собирает лучи солнца и сильно нагревается. (Повеств., невоскл., простое).

 
Сайт управляется системой uCoz