Мастера DELPHI
 
           

 


Теоретическая интерпретация опыта

Тема опыта

"Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся"

Теоретическая база опыта

Практика современной школы показывает, что без развития познавательной активности учащихся не может быть хороших результатов работы. На мой взгляд, познавательную деятельность детей невозможно активизировать без внедрения новых форм и методов преподавания. Поэтому в поисках нестандартных форм и методов урока знакомлюсь с опытом работы педагогов - новаторов. Постоянно изучаю материал по данной проблеме в журналах "Русский язык в школе", "Литература  в школе", "Учительская газета" и др. 

Актуальность и перспективность опыта

Нестандартные возможности современного урока позволяют воспитывать у учащихся подлинную любовь к литературе, развивать их ум и чувства, способность понимать нравственные и эстетические ценности, учат правильно и лаконично формулировать свои мысли, высказывать собственное мнение, любить и знать родной язык.

Условия возникновения и становления опыта

Каждый урок русского языка и литературы, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки - лекции, семинары, интегрированные уроки, инсценирование и т.д. совершенствуют творческие способности детей, помогают мне сделать работу лишенной шаблона, повышают интерес к предмету.
Поэтому в течение многих лет я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся.

Сущность опыта

Используя нестандартные формы и методы преподавания как на уроке, так и во внеурочное время, я добиваюсь не только прочных знаний у учащихся, но воспитываю культуру чувств, формирую духовный мир и способности детей.

Область применения

Нестандартные уроки применяю на различных этапах обучения, как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе.

Продуктивность

Рационально используя в учебно-воспитательном процессе активные формы и методы обучения добилась положительных результатов в воспитании и обучении учащихся, из 46 учеников - 24 учатся на "4" и "5" (литература) и 31 (русский язык). Мои ученики умеют размышлять над прочитанным, активно участвуют в обсуждении произведений классики и книг современных писателей. Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность, формируются навыки грамотного письма.

Система работы

Каждый раз, задумываясь о беспокойной должности учителя, о новых задач, поставленных перед нами, я убеждаюсь в том, что учитель 21 века должен настойчиво, умело, систематически осуществлять комплексный подход к организации сложного процесса обучения и воспитания.

Прежде всего, в своей работе я искала такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются нестандартные уроки: уроки-лекции, семинары, интегрированные уроки, диспуты и др. В свете современных требований к школе особое значение в формировании навыков и умений читательской и речевой деятельности школьников имеет лекция. Действительно, лекция позволяет не только давать знания "крупными блоками", но и учит выделять главное, показывает путь добывания знаний, образцы рассуждений разных типов. Лекция учителя - первый и самый важный для учащихся образец выразительной монологической речи.

В методической литературе выделяются четыре типа лекций: вводная, обзорная, текущая, установочная. Мне представляется необходимым выделить еще и заключительную (обобщающую) лекцию.

Наиболее полно мною разработаны обзорные и вводные лекции. На мой взгляд, именно они предоставляют учителю большие возможности для осуществления межпредметных и внутрипредметных связей. Так, в обзорной лекции "Литература второй половины 1820-1840 годов" в беседе и в кратких сообщениях учеников упоминаются уже известные десятиклассникам произведения "Муму" и "Бежин луг" Тургенева, "Крестьянские дети", "На Волге", "Мороз, Красный нос" Некрасова, "После бала" Л.Н. Толстого.

Особенно большие возможности для актуализации знаний, полученных в среднем звене, возникают при изучении темы "Литература периода Великой Отечественной войны".

"Сын артиллериста" К. Симонова, "Сын полка" В. Катаева, "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого и "Русский характер" А. Толстого, "Молодая гвардия" А. Фадеева и главы из поэмы "Василий Теркин" А. Твардовского - эти и многие другие книги о войне, прочитанные самостоятельно или по моему заданию к урокам внеклассного чтения, солидная база опорных знаний по теме. Так я реализую дидактическое правило: "Сложное реализуется в простом, новое - в знакомом, в старом узнается нечто новое".

Материалом вводной (вступительной) лекции чаще всего являются биография или творческий путь писателя. Особенно действенной, впечатляющей такая лекция становится тогда, когда я ввожу элементы заочной экскурсии, опираясь на свои личные впечатления от посещения таких мест как Михайловское, Ясная поляна, село Константиново, а также Москвы и Петербурга. Такие уроки обращены и к разуму, и к чувствам школьников и обычно не проходят бесследно, хотя и требуют от учителя значительных усилий.

Текущие лекции обычно провожу в ходе анализа. Темой такой лекции бывает любой трудный аспект изучаемого произведения: система образов, композиция, стиль, авторская позиция. Например, "Нигилизм Базарова" в 10 классе по роману "Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Нравственный мир подростка в прозе Ч. Айтматова" и "Языковая личность и образ автора на материале произведений писателя - земляка Ю. Селенского в 11 классе.

Установочные лекции провожу перед уроками - семинарами, уроками - зачетами, перед контрольными сочинениями. Так в установочной лекции перед семинаром "Чувства добрые я лирой пробуждал" не только сообщаю необходимые опорные знания, но и даю образцы идейно - стилевого и композиционного анализа стихотворений Пушкина. В лекции перед сочинением "Мой любимый герой в романе "Война и мир"" знакомлю ребят с требованиями к подобным сочинениям, показываю примеры аргументации суждений.

Заключительные лекции провожу после урока-семинара, урока-конференции или в конце изучения крупной темы:"Пушкин у нас начало всех начал", "Творчество Л.Н. Толстого - шаг вперед в художественном развитии всего человечества", "Мировое значение русской литературы".

В старших классах все большее значение приобретают семинарские занятия. Семинар всегда провожу в праздничной обстановке: вместе с учащимися оформляем класс (портреты, иллюстрации, высказывания, выставка книг), подбираем музыкальное оформление. Обычно семинарские занятия начинаются моим вводным словом и завершаются выводами. Темы выбираю, живо затрагивающие мысли и чувства учащихся. Например, на завершающем этапе изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и Дети" я провожу урок - семинар по теме "Базаров и проблема положительного героя в русской литературе".

После изучения творчества Н.А. Некрасова - семинар по теме "Гражданственность и народность поэзии Некрасова".

На семинарском занятии "Изображение народной войны на страницах романа-эпопеи "Война и мир" обычно сталкиваю две точки зрения на войну - Ленина и Толстого.

На семинарах старшеклассники совершенствуют свои умения самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения.

Интересны и содержательны, на мой взгляд, занятия в форме диспутов. На таких уроках школьники учатся обоснованно отстаивать свою точку зрения на прочитанное, участвовать в полемике, вести борьбу с проявлениями бездуховности, ханжества, эгоизма. В 11 классе после изучения А.Фадеева "Разгром" провела диспут по теме "Проблема гуманизма в романе". Вопросы были известны учащимся заранее. Урок прошел интересно, я смогла заинтересовать детей, роман прочитали почти все.

В заключении урока провели сравнительный анализ "гуманизма" Луки и Сатина (Горький "На дне" и гуманизм романа "Разгром").

В практике моей работы особое место занимают интегрированные уроки, так как перспективная цель таких уроков - показать учащимся глубокую взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем нас мире, они также являются результатом поиска решения одной из важнейших проблем школьного образования - развития общеучебных умений и навыков. Я объединила два предмета - русский и математика, литература и история, литература и экология. Обычно на него отводится два учебных часа, так как такой урок предполагает большую устную работу, использование разнообразных приемов и насыщенного объема информации. Практикую проведение интеграционных уроков в рамках повторения, результатов уроков.

Так в 6 классе провела интегрированный урок на тему "Число. Имя числительное" с учителем математики Анисимовой Е.Г. В 9 классе с учителем истории Живчиковой Н.А. "Пушкин и декабристы", в 11 классе с учителем экологии Живчиковой Н.А. "Берегите эту землю". На таких уроках дети имеют возможность проявлять творчество, знания, находят точки соприкосновения казалось бы совсем далеких друг от друга дистанциях.

Интересны, на мой взгляд, и итоговые уроки по русскому языку без ручки и тетради. Знаю, что главное в обучении русскому языку - письмо, и это - главное на всех уроках. Но при завершении крупных тем уроки без ручки и тетради позволяют мне выполнить работу большого объема, добиться высокой активности всего класса, быстро определить качество усвоения отдельных правил. Цель таких уроков не только определить уровень усвоения изучаемой темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, получаемые при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, быстрое ориентирование, стремление расширить свои знания самостоятельно.

Моя многолетняя работа по организации нестандартных уроков показала, что они способствуют развитию интереса детей к русскому языку и литературе, помогают мне более верно судить о знаниях и умениях школьников, а также являются эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.

Я убеждена - уроки словесников должны нести учащимся радость общения со словом, но они одновременно должны быть уроками мысли, напряженного душевного труда.

 
Сайт управляется системой uCoz