|
|
Цель урока: Ход урока. Учитель: сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова, доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетворяет в его поведении, вежливо отказывать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить, поучимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета. Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.(запись на доске) В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим его вслух. Итак, самая главная задача нашего необычного урока - научиться по-доброму относиться к друг другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова: (первоклассники хором)
Если кто-то загрустит, Звучит песня « Изгиб гитары жёлтой …» Урок проходит в форме соревнования разновозрастных команд. Представляем капитанов (5 класс) и юнг (1 класс).
I
конкурс. Слово комплимент – на доске. Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв. Учитель: ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова. Вот сейчас попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев: Кащея, Бабы Яги и Золушки. Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого такой, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 Кащей. 2.Баба Яга. 3 Золушка. – не подходит никому. Сначала прочитываются все комплименты, затем – по одному, а дети сигнализируют карточками ответы. - Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. (2) - Наверное, ты будешь счастлива, ведь ты такая ловкая трудолюбивая. (3) -Как хорошо иметь такого друга, на тебя можно положиться (-) - Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много видел. (1) Учитель: Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям комплименты и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!
II
конкурс Учитель: наверное, вам не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Кому принадлежит первое высказывание, кому – второе? - Всё хорошо было на званном обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение, жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль) - Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса) Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик. Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики. 1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом. 2) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости. 3) Ну, ребята, вы оба не правы и мирить я вас не буду. (-) Надеемся, что вы поняли, что критика тоже может быть доброжелательной. Вспомните, народная или литературная сказка «Лиса и Журавль»? (народная) К какому типу сказок она относится? (сказки о животных). Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. - Что такое фольклор? - Какие жанры фольклора вы знаете? (Песню исполняет пятый класс)
III конкурс
- Представляете, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку. (Ученик поёт песенку Колобка и танцует) Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер. 1. Горе не беда – с кем не была. 2. Нет худа без добра. 3. Наши лепёшки тоже поели кошки. Учитель: Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и пословицы. Что же такое пословицы? ( Дети дают определение) Учитель: Итак, ребята, пословицы – это маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни. Звучит песня в исполнении первоклашек.
IV
конкурс Учитель: Дорогие юнги-салажата, к вам попала записка для ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске (а все первоклассники запишут у себя на листочках – ответ пригодится , если юнга вашей команды ошибётся) через запятую номера предложений утешительной записки.
- Правильный ответ -1,2,4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3,5 ты не только не утешишь Иа-Иа, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написали цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов. А из какой сказки ослик Иа-Иа? Кто её автор? Дети поют в сопровождении пианино куплет песни «Капитаны КВН»
V конкурс - Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». На уроке по фольклору слушали арию варяжского гостя из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами , чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ? 1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой! 2. О подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве. 3 Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки. Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, так как ждут меня на земле друзья и невеста.
VI
конкурс Папа Карло решил написать к женскому празднику героям сказки «Золотой ключик». Но забыл написать имена адресатов. Помоги разобраться. 1- Мальвина 2- Лиса Алиса 3- Тортила 1. Достопочтенная..! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. 2. Изобретательная..! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной. Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло. 3. Милая..! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло. ВНИМАНИЕ! В поздравительных письмах и открытках местоимение ВЫ пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком. Учитель: А теперь последнее, внеконкурсное, задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идёте к ней в гости, напевая весёлую песенку. ( Ученица исполняет куплет песенки Красной Шапочки) Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку. (Пятиклассникам раздаются индивидуальные задания, они должны обвести кружочками предложения, которые, с их точки зрения, более всего подходят для поздравления, Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы. Первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились бабушке Красной Шапочке) Жюри подводит итоги. Итог урока. Итак сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых героев, поучились вежливо общаться друг с другом, познакомились с жанром музыкальной сказки, вспомнили орфограммы ( ведь грамотно писать поздравления просто необходимо!), узнали значение и правописание слов ( хором по слогам произносим): этикет, комплимент, пианист, гитарист. Что такое комплимент? Этикет? А ещё нарисовали прекрасные открытки для бабушки Красной Шапочки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать настоящим другом. Жюри объявляет результаты. -Давайте на прощание споём прекрасную, добрую и задорную песенку из любимого мультика «Приключения кота Леопольда», которая учит нас добру и умению дружить |