|
|
Практика современной школы убедительно показывает, что без развития познавательной активности, тесно связанной с самостоятельностью учащихся, не может быть хороших результатов работы. Каждый урок литературы или внеклассное мероприятие, на мой взгляд, должны быть так построены, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Познавательная активность школьников возрастает, если учтены такие важные, на мой взгляд, обстоятельства: 1. Материал должен быть «подан» в теснейшем сцеплении с известными учащимся сведениями, с учётом предшествующих знаний, что рождает ассоциативные связи, которые помогают ученику активно участвовать в занятии. 2. Учитель должен твёрдо верить в возможность для ученика провести наблюдение, сделать вывод, придумать своё задание на тему урока. Доверие учителя – важнейший стимул в развитии познавательной активности ученика. 3. Создание на уроке ситуации затруднения всегда вызывает у школьников желание самостоятельно докопаться до сути вопроса, потому что желание получить ответ на вопрос «почему?» заложено в детях от природы. 4. Учащиеся должны последовательно подводиться ко всё более усложняющимся задачам, так как «топтание на месте» порождает скуку, при которой ни о какой познавательной активности речи быть не может. Решение этих задач вряд ли возможно, по мнению кандидата педагогических наук С.П. Лавлинского, в рамках традиционной модели обучения. Более эффективной здесь должна оказаться так называемая «педагогика сотрудничества», или коммуникативно-деятельностный подход, при котором центр тяжести в работе педагога «смещается с трансляции предметного содержания на организацию истинно совместной деятельности по усвоению этого содержания»[1;39]. Учебный процесс в рамках «педагогики сотрудничества» осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу. Одним из способов работы при коммуникативно-деятельностном обучении является исследовательская работа по литературному краеведению. «Нет такого уголка в нашей стране – даже самого отдалённого и малоизвестного, - где бы не было людей, любящих и досконально знающих его историю, все его особенности…» - эти убедительные слова К. Паустовского всегда помогают нам, учителям, настроить ребят на лирическое раздумье.[2;103] Доверительный разговор со школьниками (неважно, где он произойдёт: на уроке или заседании литературного кружка) становится первой попыткой расшевелить их, заставить подосадовать, что рядом также есть возможности пережить необыкновенное чувство сопричастности к историческим, литературоведческим явлениям жизни родного края, а мы где-то в стороне, на обочине, хотя и совсем близко. Мы живём в самом красивом месте Астраханской области в селе Тишково, расположенном на одном из многочисленных островов Дельты. Наше село – это синтез традиций прошлого и вновь зарождающихся культурно-литературных явлений настоящего. В нашем крае нет людей, имена которых были бы известны всей России, но и здесь живут и творят люди не менее талантливые и много сделавшие для нашего села. Познакомиться с ними, с их творчеством, изучить быт и культуру родного края, узнать каждую особенность, имеющую отношение к литературе – это стало одной из задач в исследовательской работе по краеведению. Форма, которую мы выбрали, – это литературно-краеведческое объединение, собравшее на первом этапе своего развития учащихся 8, а потом и 9-10 классов. Работая над программой, в пояснительной записке я указала, что объединение решает главную задачу – патриотического воспитания учащихся, которое начинается с любви к своей «малой Родине», к её культуре, традициям, к её духовному наследию. Первая экскурсия - к старожилам. Записали их рассказы, воспоминания, песни. Много интересного узнали от Коноваловой А.Н., Пчелиной П.Н. Ракина А.И. и др. – всё это не прошло бесследно для ребят. Итогом этого посещения стал выпуск нашей собственной газеты «Школьная сорока», в которую каждый подготовил статью по заданной проблеме. Одни готовили сообщение о становлении села Тишково, другие – об обычаях и обрядах («Как в старину провожали мужей в море», «Свадьба по старинному обряду», «Игры на святую Пасху», третьи записали старинные рыбацкие песни. « У тишкачей своя слава, свои присловья, свой говор и судьба своя. Сначала я за ними записывал ядрёные слова, поговорки, песни переиначенные. Две тетрадки накопил – бросил. Неистощимы», - писал о жителях нашего села Ю.В. Селенский, который любил Тишково, часто бывал в нём. [3;53] Вслед за писателем решили и мы «собирать» диалектные слова нашего села, работа очень увлекла ребят. В результате появился «Толковый словарик живого тишковского языка». Где ещё в нашей области услышишь: Зимбиль- сумка, сплетённая из чакона Полдовка – чердак Рундуки – крыльцо Кобёл – дерево Черни – мелководная часть взморья Кирчим – кустарник, применяется для отопления домов Памолки – вода после стирки белья Поддергайка – верхняя зимняя одежда Перемывка – чистое бельё, надеваемое после бани. Говор Тишковский удивительный – это протяжное оканье. Нигде больше в Астраханской области так не говорят. Это сложилось исторически: наши предки – выходцы из Нижегородской губернии, в основном народ беглый да каторжный. Здесь и соединились нижегородский и астраханский говоры. Занимаясь в течение нескольких лет литературным краеведением в школе, я пришла к выводу, что это особая дидактико-коммуникативная среда, которая обеспечивает субъектно смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально-значимых ценностей. Содержание исследовательского материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания школьников. Как учитель, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников «завтра». Я знаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Поэтому мы решили создать творческий проект в программе INTEL «Обучение для будущего» на тему «Малая родина в произведениях поэтов-тишковцев». « Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.» [4;97] В ходе подготовки к данному проекту учащиеся собрали материал о жизни и творчестве поэта-фронтовика Фёдора Ефремовича Донскова, изучили литературное наследие поэта Вячеслава Юрьевича Ананьева, познакомились с творческими людьми нашего села. Ребята разделились на группы по 3-4 человека, это были архивариусы, биографы, литературоведы, следопыты. Творческое название проекта «Я приеду к твоим берегам, величавая матушка Волга». Методы, которыми пользовались ребята, создавая проект, были: исследование, опрос, анализ и синтез электронной и печатной литературы. Учащиеся выдвинули основную гипотезу: действительно ли малая родина, её поля, степи, её красота, а главное люди, их труд, быт, культура являются нравственным началом и опорой поэтов-тишковцев. В ходе работы над проектом краеведы пришли к выводу, что стихи местных поэтов привлекают одухотворённостью, романтичностью, выражением лучших человеческих чувств, что на стихи местных поэтов написано много песен, воспевающих родное село, что именно фольклор обусловил нравственные идеалы поэтов – любовь к односельчанам, к своей малой родине. С результатом этой работы можно познакомиться в Интернете на сайте: http://www.vovchenko-vm.narod.ru Доброй традицией стало проведение краеведами литературных гостиных. На них мы организуем встречи с творческими людьми нашего села, приглашаем родственников поэтов, учителей, родителей. Эта форма занятий очень нравится ребятам. В классе создаётся особая, доверительная атмосфера. Идёт непринуждённый разговор, звучит музыка, горят свечи, возникает дискуссия, в которую вовлекаются и приглашённые. Так нашими гостями были Сафонцева М.Ф. – дочь Ф.Е. Донскова, она поделилась с нами не только воспоминаниями об отце, но и передала личный архив поэта (его письма с фронта, стихи, напечатанные в газете «Волга» за 1939 год); делился своими творческими планами и В.Ю. Анаьев, член Союза писателей России, ныне живущий в Москве. Он также подарил нашему объединению книги с автографами. Творчество В. Ананьева заинтересовало ученицу 9 класса Миталёву Ольгу, она подготовила развёрнутое сообщение о нём в газете «Школьная сорока». Её выступление – это работа исследовательского характера, она не только рассказала биографию поэта, но и попыталась определить ведущие темы лирики, художественно-изобразительные средства его поэтического мастерства. Опыт проведения таких «гостиных» актуализирует многие методические идеи: непринуждённость педагогического общения, творческую дискуссию, открывает рефлексивный мир собственного «Я» и учит управлять им. Знакомясь с творчеством поэтов-земляков, изучая быт, культуру, язык родного края, мои ребята и сами пробуют творить. Многие из них пишут стихи, печатаются в районной газете «Заря Каспия», принимают участие в различных творческих конкурсах, становясь их призёрами. Миталева Ольга – I место в районном конкурсе сочинений к 60-тилетию победы в Великой Отечественной войне; Соколова Галина – II место; Андриянова Анна – I место в конкурсе «Пишу мой край родной»; Жирнякова Татьяна – I место в областном конкурсе творческих работ по литературному краеведению. Нежная преданность до боли близкой родной земле – основной мотив стихов моих краеведов. Вот что пишет о родном селе ученица 9 класса Жирнякова Татьяна: Я родилась в селе Тишково, Где речка Яма к Каспию бежит. Здесь Родина – судьбы моей основа, И отчий дом на берегу стоит.
Все краски утра и ночные грозы С душой моей сольются навсегда. И аромат каспийской розы Я не забуду никогда. Наше литературно-краеведческое объединение проделало большую и интересную поисковую работу. В результате учащиеся постигли, на мой взгляд, самое главное – красоту человеческого общения, прониклись уважением к истории, культуре, литературе своей «малой родины». Занятия литературным краеведением несли моим детям не только радость открытий, но и одновременно стали уроками мысли, напряжённого душевного труда – того, о чём так образно и точно сказал поэт Заболоцкий: Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь.
Человеку грустно - в душе вьюга. Ему также холодно, но не от того, что погодные условия таковы, а оттого, что рядом нет человеческого тепла. Это как весна: просыпается тепло, выглядывает травка, цветут цветы. Тоже самое происходит в душе человека, когда появляется солнце. Вот падает снежинка. Она похожа на мои надежды и мечты. она летит, летит, тихо, непринуждённо и тает, тает. Мы не заем, откуда летит эта снежинка. Мы только знаем, что она рождается где-то там, далеко в небе. Так и надежды появляются из ниоткуда. мы только знаем, что они зарождаются далеко в подсознании. Моя голова - это небо. И вот эта снежинка - такая же ясная, белая, светлая, но , к сожалению, холодная - падает с высоты, и мне хочется её поймать. Так же, как хочется, чтобы воплотились мои мечты и надежды. Мне хочется эту снежинку долго держать, как и надежду, но приходит момент, когда она упадёт на чью-то тёплую ладонь и растает бесследно. Надежды также когда-то тают, точнее тогда, когда чья-то рука прикоснётся к ним. Или просто опустится снежинка и растает на земле, как и мои надежды - спустятся однажды в моё подсознание и прошепчут: "Мы не реальны, забудь о нас". И тогда мы плачем, грустим и ничего не можем поделать. Проходит время. У нас появляются новые надежды, как новые снежинки сыплются с неба. Но, к счастью. между снежинкой и надеждой есть различие: снежинка тает без следа. А надежда - пусть она одна, не тает.И когда вы будете идти по улице, и на вас будут падать тысячи снежинок, задумайтесь. А может, это падают ваши надежды? И если вам повезёт, вы поймаете и сохраните одну из снежинок не растаявшей, это будет чудо, такое же, как чудо воплощения давно забытой и , на первый взгляд, нереальной надежды.
Мария.
|