Мастера DELPHI
 
           

 


История села Тишково

                                                              Село Тишково давнее старинное.
                                                              Внушает уваженье возраст твой -
                                                              Тебе уже два века с половиною
                                                              А также молодо ты
                                                              Сердцем и душой
                                                                                            (В. Мордвишина)

Первая опись ватаг, поселений и становий упоминает, что 1768 году в селе 17 дворов. Образовалось в 1761 году. В 1804-1810 годах в Тишково была построена Николаевская церковь. Это было красивое, высокое белое здание о пяти куполах. Во дворе было две часовни. Церковь была обнесена резным чугунным и каменным забором.

В церкви находилась отдельная школа для мальчиков и девочек. Учителем был дьяк Сергий (священник С.В. Добронравов). Было 4 начальных класса (называлось Церковное училище). Постройки в селе были только камышовые, мазанные глиной. В 1902 году перед пасхой случился пожар. Ветер был ураганной силы. Погорело почти все село, и церковь тоже. Долго бедствовали люди. Но потихоньку село восстановилось.

В селе осталось несколько старых построек на высоких столбах, сваях, чтоб не затопляло в полноводье. В полноводье ребятишки в корыте плавали под домом между столбов. Полы у таких домов были двойные с засыпкой золовой. Заборы делали из камышовых снопиков и крыши крыли тем же. После пожара стали строить новые деревянные дома. Леса своего здесь не было. Кругом один камыш. Срубы деревянные покупались аж в Казани и на плотах переправлялись по Волге до Астрахани и дальше до Тишково. Церковь была выстроена заново без единого гвоздя. Ломал церковь после революции А. Каржохин.

В Тишково как и во всей Астраханской губернии царила нищета и сплошная неграмотность. Только сельский поп, фельдшер, да приказчик рыбопромышленника Гордеева могли свободно читать и писать.

На все село был один учитель (дьяк церкви), один фельдшер.

В Астрахань ездили на своих лодках на шесте и парусе. Везли рыбаки рыбу а оттуда мешками муку, крупу, сахар, масло и т.д. Ходили иногда группами пешком в зимбилях (сумки из чакона) на базар носили молоко в чертвертях. Помогало переносить тяжести коромысло. На плечах, умело меняя плечи, несли они свои ноши дальнюю дорогу.

Продав молоко, купив необходимое, также группой возвращались домой. Шли почти сутки. На ногах (ступнях) образовались мозоли, которые потом долго болели. Потом жителей села стал возить на базар единственный баркас с маломощным мотором. Затем связь с областным центром осуществлял речной трамвайчик типа "Москвич". Открылось воздушное сообщение. Стал летать маленький 12-местный самолет Ан-2 "кукурузник".

Дорогу по сухопутью делали долго. Грунтовую дорогу каждую весну размывало в районе с. Трехизбинка. И там дежурил трактор, чтобы протащить застрявшую грузовую машину.

Наконец сделали асфальтированную дорогу. Стал регулярно сначала 3 раза, а затем 2 раза в сутки ходить рейсовый автобус.

Аэродром пассажирский закрыли. Полеты не стали окупать затраты. Только больничный вертолет по необходимости приземляется теперь на Тишковский аэродром. Перестало приезжать и быстроходное судно типа "Заря", которое возило тишкачей в район - пос. Володарский. Не окупаются расходы.

Район менялся несколько раз. В статистическом сборнике "Труд Астраханского губстаткомитета 1877 года" имеются сведения о том, что "село Тишково Дмитровской волости Астраханского уезда и губернии насчитывало 139 дворов и население 1018 человек (478 мужчин и 540 женщин). Село распологалось при устье реки Волги, на казенной береговой полосе, и заселялось более 100 лет. В селе церковь, церковное училище, 2 кузницы, 2 торговые лавки и одно питейное заведение". Район был затем Камызякским, Зеленгинским. Стал Володарским. Но неудобства, связанные с оторванностью от районного центра остались. Жители постоянно поднимают вопрос о переносе районного центра. Но мешает этому водная акватория, в которой ловят рыбаки. Ведь село в основном живет рыбой, морем. А вода либо Володарского района, либо Камызякского. Но и этот районный центр не удобен для нашего села.

До 1917 года да и позже люди старались жить большими семьями, дворами. Либо в одном доме, одном дворе жили несколько семей. Отец и семьи сыновей жили под одной крышей. Так легче было справится с жизненными трудностями. А трудностей у рыбаков хватало. Все подчинялись главе семьи - отцу семейства. Если дом был на берегу, то у каждого рыбацкого двора был на берегу на столбах-сваях амбар. Это деревянное летнее сооружение, в котором готовили рыболовецкое снаряжение: сети, кутцы, учуги,... конопатили, смолили лодки на берегу рядом со своим амбаром, дубили в котлах сети, вытачивали иглички (игла для плетения сетей) и др. (аханов). Разжигали угляные самовары, пили чай, пели песни. Если сыновья не уживались вместе, строились отдельно, но обязательно рядом. Либо в этом же дворе, либо на задах или двор ко двору. Кучнее, чтобы легче было обрабатывать привезенную рыбу, да и на случай беды. Помогали друг другу всей родней. А беда - не редкая гостья в рыбацкой семье. Море сурово. Гибли в море порой рыбаки, вместо них выходили в море их жены или дети. Ребенок 12 лет в море -  частый случай. Даже девочки 12 лет помогали в море своим отцам. Нелегко доставался кусок хлеба рыбацкой семье.

На каждом таком большом дворе был ледник. Ведь рыбу заготавливали в прок. Ее солили, вялили. А вот сохранить не вяленную: красную рыбу, судаков, сазанов и др. да и молочные продукты в жаркое летнее время, да в больших количествах до нового улова было трудно. Холодильников не было.

Во дворе вырывали большую прямоугольную яму. Зимой, когда толщина льда на реке была максимальной, рубили лед большими кусками - кубами и веревками тащили лед во двор в ледники. Заполняли всю яму, оставляя лишь небольшое место впереди. Ставили лестницу, чтобы спускаться на самое дно. Сверху закрывали чаконом, камышом. Да еще крышу делали как у дома, чтобы горячие солнечные лучи не могли проникнуть внутрь. Лед подтаивал медленно, освобождая место для увеличивающихся продуктов. Горшки глиняные со сметаной, молоком, бочки с рыбой, а потом и соленьями хранились очень долго, обеспечивая большое семейство на все жары, до новой путины. Ледник был не на каждом дворе.

По рассказам стариков Тишков Бугор - село благочинное, верующее. В каждом доме в красном углу несколько икон. И почти у всех есть икона Николая Угодника - покровителя рыбаков и всех странствующих в морях и океанах. Каждый рыбак уходил в море держа в лодке маленькую икону Николая Угодника, молитву к нему, написанную на пояске, повязывали на тело, брали с собой горсть земли с родного двора. Рыбак думал, что родная земля его сохраняет в ветреную погоду в море, и он вернется благополучно домой.

Рыбак - старик Минееч рассказывал:"Однажды в сильный шторм, лодку мою перевернуло, теплая одежда намокла и сапоги залились, водой все тянуло вниз, но я читал молитву к Николаю Угоднику и старался держаться за лодку, но руки в холодной воде немели. Я потерял сознание. Сколько я был без сознания не знаю, но очнулся ветер утихал, а я все держался за край лодки онемевшими руками. Ко мне ехали рыбаки на помощь". Но видимо, помогал Николай Угодник не всем. Может, не так молились, или в момент беды он помогал другим, или просто не успевал всем помочь. И тогда горе входило в рыбацкий дом. Ах, если собрать все слезы, выплаканные бабами и сиротами по не вернувшимся с моря ловцам; - на половодье бы хватило.

А в бога не переставали в селе верить ни в какие времена. Все церковные праздники здесь чтут свято. Престольные праздники отмечаются почти в каждой семье. Тщательно готовятся сельчане к пасхе. Моют все в домах, отмывают каждый уголок, каждую щелку, стирают, убирают горницу во все чистое, светлое. Пекут куличи, красят яйца. Дети славят по дворам крашенные яйца и сладости в этот великий престольный день. На кладбище(т.к. нет церкви) около общего места с множеством икон проходит встреча Пасхи - молебен в страстную субботу в ночь на Пасху, святят куличи и яйца. Символ воскрешения Христа.

Сейчас проводится на селе сбор средств для постройки молельного дома. В 2004 году молельный дом был построен. Теперь верующие приходят сюда на большие праздники, приезжает и священник из города.

Как становилось село Тишково

 Тишковский старожил Алексей Харитонович Цыпин припоминал.

В старину Тишково находилось на морском острове. Его называли "обменным" островом. До черней (мелководье прибрежье Северного Каспия) было далеко - не один десяток километров. За ним, как за стеной, всегда было тихо. И под "затишку" ставились рыболовецкие суда. Отсюда и название села.  А еще говорят: был среди первых поселенцев бедовый, удалой рыбка и охотник Тишка, мастер на все руки, веселый и добрый. Тишка был здоровенным парнем, как богатырь из русской сказки. Во всем ему была удача. Пойдет рыбу ловить - вернется с богатым уловом. Охотится уйдет на паруснике в камыши дельты- всю чащобу облазит и непременно кабана приволочет, а то и не одного. Камыши стояли непролазные - и шагу не ступишь, а ему везде дорога легкая. Птиц промышлял - несчетные числа. В то время зверя и птиц на взморье водилось видимо-невидимо... Может быть, и от того Тишки село называться стало.

В начале на острове раскинулись временные ловецкие станы. Селились на высоком берегу, а то в моряну (ветер с моря, при котором происходит нагон воды) низины сплошь затопляло. Потом с верховьев нахлынули пришлые, беглые люди - крепостные, переселенцы.

Бежали от голода, от неурожаев, от жестоких хозяев, от долгов. С той поры, наверное, сложилась пословица: нечем платить долгу, так пойду на Волгу. Богатые места, привольные просторы привлекали людей. Да не долго привольно жили они. Хозяевами стали промышленники, купцы, скупщики рыбы. Понастроили промыслы, приемные пункты, прибрали к рукам и земли и воды. Стояли в Тишково тогда три красноловных промысла, балычные заведения. Большие капиталы наживали купцы на рыбацких уловах. Начинали с маленького, а потом и в мильонщики, в "рыбные короли" выходили. Рыбы-то было пропасть, а рабочие руки дешевые.

Наше село исстари веков - рыбачье, все - природные красноловцы. Охотились и на тюленя. Зимой на санях отправлялись морского зверя бить. Теперь море далеко отошло от нашего села, на тюлений бой никто не ходит, а тогда это было обыкновенное дело.

Ловцы тишковские  - хваткие, к рыбацкому промыслу на всю жизнь привержены. Когда море было рядом, то у самого берега острова выбивали крючковые снасти - самоловки, у дома держали осетров на куканах. А за богатой добычей уходили с аханами (красноловные сети с крупной ячеей) на большую глубь.

Как-то весной один здешний промышленник снарядил на глубь посуду (судно) красную рыбу ловить. Погрузили пять бочек - одну пустую, для черной икры, а четыре с пресной водой. И что бы вы думали? Путина случилась редкостная: за несколько дней такой улов взяли - все пять бочек заполнили икрой. Хозяин - промышленник испугался даже, когда ему сказали, что посуда (судно) вдруг возвратились с моря. Думал беда стряслась... Да, сил тратили много, а толку мало. И ловили частенько хорошо, да радость рыбаку - не в радость.

Рыбак в работе зимой, и летом, а плата ему от хозяев шла малая. Если он плавал на купеческой "стойке", платили так: до семнадцать лет - хлеб да рубашку, с семнадцати лет - рублей сто восемнадцать в год. Взрослым рабочим с улова платили, на всех приходилось: гривенник за пуд осетра, рубль за пуд икры. Лоцману шел двадцатый рубль. 

 
Сайт управляется системой uCoz